Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Воронцово
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы на карте:
Россия, Ивановская область, Пучежский район, с. Воронцово
Подробное описание
Стоит в южной части кладбища, расположенного на восточной оконечности села, у перекрёстка двух основных улиц.
Церковь Благовещения, выстроенная из кирпича в 1787 г., составляла с более ранним деревянным храмом Троицы (1754 г., не сохр.) комплекс, художественную выразительность которого усиливала кирпичная ограда с крупными воротами на западной стороне и башенками по углам (сохранилась одна — северо-западная — с фрагментом ограды до ворот). Позднее в юго-западном углу кладбища перед церковью поставили кирпичную часовню-столбовку.
Церковь Благовещения, первоначально имевшая небольшую высоту основного объёма, была в сер. 19 в. увеличена глухой деревянной надстройкой стен четверика. При этом своды как самого четверика, так и трапезной заменили плоскими перекрытиями. Нижний ярус колокольни обстроили палатками по сторонам и открытым крыльцом у западного входа. Часть проёмов пробиты вновь, наличники перетёсаны.
Характерный для Приволжского региона скромный сельский храм в традициях архитектуры 17 — нач. 18 в.
Основные композиционные объёмы: бесстолпный односветный четверик под четырёхгранной выпуклой кровлей с луковичной главой, пониженная пятигранная апсида и трапезная с поднимающимся над её кровлей восьмериком шатровой колокольни — вытянуты вдоль главной оси. Столь же характерно для местного зодчества этого времени убранство фасадов: лопатки, охватывающие углы объёмов, ширинки под арками звона колокольни и слухи на её шатре, наличники (сохранился на восточной грани алтаря) с двухкилевидным завершением и колонками по сторонам. В то же время широкие профилированные карнизы, а также ушки рамочных наличников свидетельствуют о влиянии барокко.
Роспись храма и трапезной выполнена масляными красками во 2-й пол. 19 в. Поновлена с искажением первоначального стиля и колорита в сер. 20 в.
Двухъярусный иконостас (верхний ярус в два чина) — типичное произведение 2-й пол. 19 в. в духе эклектики. К тому же времени относятся иконы.
Это небольшое сооружение, боковые части которого поставлены под углом, с углублениями по осям трёх врат. Междуярусный и венчающий антаблементы — с рядами зубчиков. Царские врата, украшенные объёмной резьбой в духе барокко, фланкированы двумя увитыми листвой колонками, которые несут полуциркульную арку. Пилястры декорированы плоской накладной резьбой. Посеребрённые чеканные оклады на иконах Богоматери и Христа, пышно декорированные картушами и завитками — в стиле барокко кон. 18 в.; тогда же выполнено скульптурное Распятие.
Придельный соборный иконостас в трапезной относится к кон. 19 — сер. 20 в. Паникадило в храме — кон. 19 в.
Комментарии
|